Роман «Великий Гэтсби» и время Фицджеральда
23 сентября 2025 г.
Произведение увидело свет в 1925 году — разгар ревущих двадцатых, которые писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд называл «веком джаза». Тогда в Нью-Йорке шампанское лилось рекой, вечеринкам не знали счёта, а танцы, кинематограф и ничегонеделание стали символом этих коротких лет, последовавших за Первой мировой войной и предшествующих биржевому краху 1929 года.
Если убрать описания вечеринок, роскоши и веселья нуворишей на Лонг-Айленде, о чём рассказывает «Великий Гэтсби»? О любви и идеализме, о молодости и погоне за материальными благами, из которой много лет спустя вырастет знаменитая «американская мечта».

Когда дело дошло до названия книги, Фицджеральд перебрал немало вариантов. Среди них — патриотический «Под красным, синим и белым», сомнительный «Вокруг мусора и миллионеров», сумасбродный «Гэтсби — Золотая шляпа», чувственный «Неистовый любовник» и прозаический «По дороге в Уэст-Эгг». Последним пришло название «Тримальхион», но писатель остановился на «Великом Гэтсби».
В 1922 году писатель проводил лето на Лонг-Айленде, где по соседству с ним жил крупный нью-йоркский маклер, который в тот же год объявил себя банкротом. Биография дельца легла в основу персонажа Джея Гэтсби — человека богатого, но не потерявшего веры в любовь и юношеские идеалы.
Любопытный факт: когда Фицджеральд был начинающим литератором, свой первый гонорар он потратил на белые фланелевые брюки, которые сохранил на всю жизнь. Белый фланелевый костюм будет носить и главный герой «Великого Гэтсби». Белый — важная деталь в образе персонажа: он и символ богатства (для рабочих белый цвет слишком непрактичен), и символ мечтательности, которая свойственна протагонисту.
«Великий Гэтсби» — третий роман Фицджеральда, с которым мы привыкли связывать имя писателя. Но на момент публикации произведение было признано неудачным. Критики мало хвалили его, а продажи говорили сами за себя: за полгода было продано чуть менее 20 тыс. экземпляров книги, а чтобы покрыть долг перед издательством, писателю пришлось продать права на экранизацию «Великого Гэтсби». Слава пришла чуть позже, подхватив Фицджеральда на гребень успеха и создав ему славу одного из главных прозаиков своего времени.