Разговор о чтении и книгах с ректором МХПИ Алексеем Егоровым
21 августа 2025 г.
Редакция приложения «Свет» побеседовала с основателем и ректором Московского художественно-промышленного института Алексеем Егоровым и расспросила его о важности чтения, любимых книгах и основах понимания художественного текста.
Есть такой тренд «книга вслепую» или «книга-сюрприз», когда книгу заворачивают в непрозрачную бумагу, ты получаешь её, не зная, какая история тебя ждёт внутри. Вот так, наверное, я бы заворачивал интересные мне книги и вручал их адресатам наугад. Потому что трудно посоветовать какое-то одно произведение, все они прекрасны и каждое попадает в руки в нужный момент.
Невозможно однозначно назвать топ-пять книг, которые непременно следует прочитать каждому. Если я назову их, это всё равно будет персональный, вкусовой выбор конкретного периода моей жизни, поэтому, скорее, будет правильно сказать о системе, по которой книги появляются в моём фокусе.
О важности исторического контекста в художественном тексте
Мировая культура — это своего рода мост через бездну. Искусство, как составляющая часть мировой культуры, через создание эстетически важных произведений говорит с нами через века. Литература — одна из опор этого моста через бездну. Читая, важно не только видеть текст, но и учитывать контекст. Без него мы не сможем в полной мере увидеть все краски, ощутить взаимосвязи событий, понять, что именно хотел рассказать нам автор, о чём его метафоры. Авторы создают для нас масштабный контекст, который мы никогда бы не смогли уловить, изучая исключительно историю или изобразительное искусство.
Вот сейчас, например, мы со студентами увлеклись историческим периодом Русского царства. Историческая справка — это хорошо, из неё мы узнаём факты, а как заглянуть глубже? Как выйти за пределы картины Ивана Репина «Иван Грозный убивает своего сына»? Нам для творческого полёта нужно больше контекстной информации об этом периоде. И, к слову, мы её нашли. Исследовали литературу по этому периоду — «Князь Серебряный», «Царь Фёдор Иоаннович» и другие произведения Алексея Толстого. Интересно? Безусловно.
Князь Серебряный
Толстой Алексей Константинович

Описательные, бытовые зарисовки, тонкости взаимоотношений исторических героев дают возможность лучше понять этот сложный и важный исторический период. Но это было увлекательно для нас, так как мы погружались в этот период для творческих целей.
«Границы мира ограничены границами языка»
До этого у нас был большой проект по мотивам «Мастера и Маргариты» — и можно уйти в бесконечно долгий разговор о том, сколько всего необычного и неожиданного для себя мы нашли в магическом реализме Михаила Булгакова. Стоит ли ограничивать кругозор только этим произведением? Нет.
Мастер и Маргарита
Булгаков Михаил Афанасьевич, Клюквин Александр, Мороз Дарья, Суханов Максим

Был проект, в котором для нас частично источником вдохновения стала сказка Оскара Уайльда «Счастливый принц». Стоит ли рекомендовать только эту сказку? Естественно, нет. Посоветовать «Портрет Дориана Грея» или «Саломею»? Этого, на мой взгляд, недостаточно.
Сказки
Уайльд Оскар

Портрет Дориана Грея
Уайльд Оскар

Я могу усложнить диалог и рекомендовать к прочтению, например, Гёте или Льва Толстого, но перечисление названий произведений не вызовет интерес читателя. И я подведу итог одной мыслью — границы мира ограничены границами языка. Когда ты читаешь, ты расширяешь активный и пассивный словарный запас, свой описательный язык, следовательно — расширяешь границы своего мира.
Фауст
Гете Иоганн Вольфганг

Детство. Отрочество. Юность
Толстой Лев Николаевич

«Советовать книги “для всех” — это плодить штампы»
Для творческого человека богатый внутренний мир особенно важен, поэтому я рад, когда люди в принципе читают. Пусть они читают то, что сейчас им интересно, то, что по силам, а главное — попадает в контекст их жизни. Даже если это комиксы — пусть так. Комиксы, кстати, бывают весьма интересными; я, скорее, выделяю их не как жанр, а как визуально-текстовой способ подачи материала любой сложности.
Когда книга пришла в твою жизнь вовремя и в тему, чтение становится увлекательным и познавательным путешествием, а не «номером обязательной программы». Советовать книги «для всех» — это плодить штампы. Я за уникальность во всём, в том числе и в выборе книг.
Но если важно сказать о моих «настольных книгах», то я назову «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира, «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова и, наверное, рассказы Александра Куприна и произведения Редьярда Киплинга.
Ромео и Джульетта
Шекспир Уильям

Герой нашего времени
Лермонтов Михаил Юрьевич

Рассказы
Куприн Александр Иванович

Книга джунглей
Киплинг Редьярд

Возможно, мой выбор вас удивит, но эти произведения можно перечитывать бесконечно и каждый раз находить в них новое. Когда ты восторжен и юн, ты видишь один сюжет, когда молод и горяч — это уже другая история, когда ты зрел и хочется верить, что мудр, то в чертогах текста ты обретаешь чарующую глубину.