В какой школе нужно учиться, чтобы стать великим человеком?
27 сентября 2024 г.
Вспоминаем детские годы педагога и реформатора школьного образования Константина Ушинского
Середина 30-х годов XIX века, маленький городок в Черниговской области. Ветхий, почерневший домик, построенный едва ли не сотню лет назад, — мужская гимназия. Состояние его ужасно: рассохшиеся окна и двери, гнилые полы, стены в обрывках обоев. Учебники здесь плохие и старые, преподаватели не имеют педагогического образования, в классах стоит неимоверная духота: от неё новенькие учителя с непривычки морщатся и тяжело вздыхают, прежде чем начать урок.
В гимназии учатся несколько сотен детей и подростков из двух-трёх соседних губерний, и практически каждый христианский дом в городке превращён в «общежитие» для 6–10 гимназистов. И если во время уроков за учениками кое-как следят и пытаются наказывать палками и стоянием на коленях, то вне гимназии никакой присмотр за жизнью детей не ведётся. На центральной площади идёт бойкая торговля сладостями, в других лавочках хорошо расходятся табак и вино.

Дети устраивают набеги на монастырский сад рядом с гимназией, плещутся в огромных лужах и лазают в рвах, собирая ягоды и раскуривая трубки. Ученики старших классов наведываются в слободку рядом с монастырём, где царят ещё более свободные нравы как в кругу обитателей, так и среди обитательниц.
Один из гимназистов — начитанный мальчик, поступил в гимназию в 11 лет после смерти матери и был принят сразу в третий класс. Каждое утро он проходит четыре версты от дома своего отца до гимназии, а вечером идёт обратно. Мальчик участвует в развлечениях и шалостях одноклассников. В одном из рвов — излюбленном месте подростков — он впервые пробует курить, и после его мутит и тошнит. Получает мальчик и другие «гиблые приятельские уроки» и наблюдает «грязные оргии»: когда вырастет, он напишет об этом в воспоминаниях.

Однажды из-за провинности его наказали: один из учителей, живущих в гимназии, решает оставить мальчика на воскресенье у себя дома. Гимназист кричал в отчаянии, рыдал и рвался домой, но учитель не сжалился. Более того, он устроил концерт, мешая ребёнку спать: играл на флейте, а когда его собака начинала подвывать, хохотал. Мальчик не спал ни минуты той ночью, а наутро не выдержал и убежал домой — «затем, чтобы только дойти до дому и снова воротиться в гимназию».
Имя мальчика — Константин Ушинский. Как ни странно, но бедная, неустроенная гимназия в Новгороде-Северском (в этом городке прошли гимназические годы писателя и педагога) стала для него источником тёплых воспоминаний.
«Прежде я сам смотрел на неё не совсем благосклонно, но, познакомившись впоследствии ближе с настоящими учебными заведениями и в губерниях и в столицах, встречаясь потом в жизни с воспитанниками самых разнообразных заведений и определяя характер общего типа, данного им воспитанием, я убедился, что в н-ской гимназии 30-х гг. было действительно много хорошего посреди немалого количества дурного», — писал Ушинский.
Впоследствии, когда Ушинский стал преподавать в Смольном институте, он не забыл о науке, которую постиг в родной гимназии, и начал «водворять новые порядки, всколыхнувшие весь строй стоячего болота».

Из воспоминаний писательницы Елизаветы Водовозовой «На заре жизни»:
«Я воспитывалась в Смольном не только тогда, когда в него не проникала ни одна человеческая мысль, когда в него не долетал ни один стон, вызываемый человеческими страданиями: при мне в его стенах в качестве инспектора появился К. Д. Ушинский, что и дало мне возможность представить, как этот величайший русский педагог вместе с введёнными им новыми учителями начал подрывать гнилые устои института и водворять в нём новые порядки, всколыхнувшие весь строй стоячего институтского болота, перевернувшие вверх дном все установившиеся в нём понятия о воспитании и образовании. После умственной и нравственной встряски, произведённой Ушинским, когда голова моя шла кругом от нахлынувших новых взглядов и когда они далеко ещё не перебродили в ней, я была брошена в самый кипучий водоворот жизни 60-х годов».
Ольга Морозова

Ушинский К.Д.